Чем полёт на Луну 1969 года отличался от полёта 1949 года? Часть 1. Старт ракеты
Автор – Леонид Коновалов
В 1949 году в США кинокомпанией Eagle-Lion Films начала снимать фильм "Место назначения – Луна" (Destination Moon). В 1950 году фильм вышел в прокат, а в 1951 году получил "Оскара" за лучшие визуальные эффекты и номинацию на "Оскара" за лучшую работу художника-постановщика. Подготовка декораций, оборудования и пробные съёмки начались в 1948 году. Всего на фильм ушло два года работы.
Плакат к фильму "Место назначения – Луна"
После этого фильма проходит примерно 20 лет и США выпускают в "прокат" новую кинопостановку – полёт на Луну под названием "Аполлон-11". И хотя премьера сериала "Аполлон-11" состоялась в 1969 году, подготовка декораций и пробные съёмки были начаты за несколько лет до этой даты, ещё в 1965 году.
И вот теперь, когда у нас есть два фильма о высадке людей на Луну, давайте сравним эти два варианта. Посмотрим, что изменилось в технике комбинированных съёмок за истекшие 20 лет. Конечно, бюджеты этих фильмов не сопоставимы. На сериал под названием "Миссия Аполлон" было затрачено много миллиардов долларов, а бюджет фильма "Место назначения – Луна" составлял скромные 600 тысяч.
В 1946–1949 году успешно прошли первые суборбитальные запуски баллистических ракет, поднимавшиеся в высоту до 190 км и сконструированные на основе ФАУ-2 Вернера фон Брауна.
ФАУ-2
Поэтому в 1949 году за прототип ракеты для фильма была взята ФАУ-2. В реальности ФАУ-2 была была высотой 14 метров, одноступенчатой, диаметром чуть более полутора метров. Разместить внутри такой ракеты экипаж было невозможно, поэтому создатели фильма просто увеличили её в три раза. В интернете можно найти информацию, например в Википедии, что: "Для съёмок эпизодов связанных с ракетой декораторам пришлось создать полноразмерную реплику ракеты высотой около 40 метров."
На самом деле такая информация является недостоверной. В крупном масштабе изготовили только нижнюю часть ракеты.
А для общих планов использовали макет (миниатюру) небольшого размера.
Ракета на старте из фильма "Место назначения -Луна. Макет (миниатюра).
Старт ракеты, сам момент зажигания, показали на экране бортового телевизора, на который как бы смотрят космические путешественники.
Конечно, ракета была бутафорская, игрушечная, никуда не взлетала. И максимум, что удалось показать в фильме – сноп искр из сопла.
В отличие от этого, старт ракеты в 1969 году показали более зрелищно и масштабно. Во-первых, ракета была высотой в 110 метров и уже не одноступенчатой, как ФАУ-2, а трёхступенчатой. Вместо скромного снопа искр зрители увидели мощное бушующее пламя из сопел двигателя.
На день премьеры сериала "Аполлон-11", 16 июля 1969 года, пригласили массу народа и устроили красочный "фейерверк".
Старт "Аполлона-11"
Ракета-носитель "Сатурн-5" с "Аполлоном-11" наполовину была настоящей, а наполовину – бутафорской (верхняя часть была пустой) и стартовала без экипажа. Эта ракета изобразила эффектный старт, но не вышла даже на орбиту Земли.
Старт ракеты в 1969 году, без сомнения, показан более зрелищно, чем в фильме 1950 года выпуска. Но вот дальше, первые минуты полёта, в фильме "Место назначения – Луна" показаны значительно интереснее.
При наборе скорости астронавты начинают ощущать перегрузки. Их лица тяжелеют, тела вдавливаются в подложенные внизу маты. По-видимому, в момент съёмки из надувного матраса просто выпускали воздух, и тело под собственной тяжестью опускалось вниз.
Актёры старались лицом изобразить страдания, которые вызывали сильные перегрузки.
В этом им помогали гримёры, они на щёки актёров приклеивали специальные накладки, изображающие оплывание лица.
Интересно, а как чувствовали себя при наборе скорости астронавты "Аполлона-11"? Ведь это было крайне важно знать в таком рискованном путешествии. Я стал искать такие кадры... и не нашёл их.
"Как же так?" – подумал я. – "В Советском Союзе даже собачек в кабине космического корабля снимали!" Впервые в мире телеизображения с борта космического корабля-спутника были получены 19 августа 1960 года при полёте собачек Белка и Стрелка с помощью комплекса аппаратуры космовидения «Селигер», созданного Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения.
Первые минуты полёта Юрия Гагарина (12 апреля 1961 г.) снимали внутри космического корабля две бортовые телекамеры (сбоку и анфас):
Юрий Гагарин во время полёта 12 апреля 1961 года
За полётом Алана Шепарда, первого астронавта, пересекшего границу космоса в суборбитальном полёте (т.е. без выхода на орбиту), 5 мая 1961 г., следили 2 кинокамеры: одна снимала приборную доску, вторая – лицо астронавта. Позднее выяснилось, что во время полёта Шепард повредил слух, и его на несколько лет отстранили от космических испытаний.
Алан Шепард в полёте
В кабине Джона Гленна, первого американский астронавта, совершившего орбитальный полёт 20 февраля 1962 г. (после Юрия Гагарина и Германа Титова), мы видим за его плечом объектив съёмочной камеры.
Джон Гленн в полёте
А где же лица "аполлоновцев"? Неужели за все "лунные" экспедиции, за все эти несколько лет, никто не снимал астронавтов внутри космического корабля в минуты старта?
Пересмотрел документальный фильм 1989 года "Для всего человечества" (For All Mankind). Вот нам показывают, как астронавты на лифте поднялись на самый верх ракеты. Затем одного астронавта (из "Аполло-17") куда-то усаживают.
Кадр из фильма "Для всего человечества", 1989 г.
Потом работники НАСА кого-то заталкивают за дверцу люка – и всё...
Крытый трап отходит от верхней части ракеты. И астронавтов мы больше не видим.
Вероятнее всего, эти кадры с заталкиванием астронавтов снимались не в день старта, а дней за 20 до него. Так, "Аполлон-11", стартовал 16 июля, а 27 июня начался демонстрационный тест предстартового отсчёта (Countdown Demonstration Test), генеральная репетиция всех предстартовых процедур, включая проверку всех систем, полную заправку ракеты топливом и подъём экипажа в кабину корабля. 3 июля тест успешно завершился, имитация старта была достигнута в 13:32 UTC.
Скорее всего, съёмочная группа в день старта "Аполлона-16", 16 июля 1969 г., не ходила вместе с астронавтами по лестничным переходам, по трапам и не поднималась на высоту 100 метров. Всё это было отснято заранее, за 2-3 недели до старта. Отсюда, по-видимому и возникли все эти накладки со шлангами и эмблемами. То у астронавтов белые шланги, то потом чёрные. То на скафандре две эмблемы (НАСА и Орёл), то вдруг одна. Подробно обо всех этих накладках ещё в 2011 году писал Андрей Кудрявец.
Белые шланги и две эмблемы на груди
Чёрные шланги и одна эмблема.
Старт "Аполлона-11" произошёл в 9 часов 32 минуты утра. За 3 часа 4 минуты до старта корабля экипаж «Аполлона-11» вышел из здания, где проходило облачение в скафандры. У всех были скафандры с белыми шлангами.
У всех астронавтов белые шланги и по две эмблемы на груди
За 2 часа 40 минут до старта экипаж, поднявшись на лифте, оказался на вершине стартовой башни уже с чёрными шлангами. Изменения произошли за 20 минут.
Экипаж на вершине стартовой башни. Армстронг идёт первым с чёрными шлангами, за ним Коллинз, тоже с чёрными шлангами, замыкает их – специалист стартовой команды. Олдрина не видно.
Однако мы не видим репортажа, есть только отдельные кинокадры и отдельные фотографии, которые противоречат друг другу. Они сняты около космического корабля, но совершенно в разные дни. По-видимому, в день старта "Аполлона-11" никто из телезрителей не видел, как экипаж садился в космический корабль.
Сейчас даже трудно представить, что во время старта не будут показывать экипаж.
Старт корабля "Союз МС-19", командир Антон Шкаплеров и киноэкипаж: Клим Шипенко и Юлия Пересильд.
Может, я недостаточно хорошо искал, но что-то не припомню за последние 10 лет кадров экипажа космического корабля "Аполлон" внутри космического корабля перед стартом и сразу после него. Есть съёмки за несколько часов до старта и кадры, снятые как бы через несколько часов после старта. И ничего более.
Вот, например, телевизионная трансляция старта "Аполлона-11", до старта остаётся ещё 40 мнут. Что же показывают в это время? Показывают верх ракеты, низ ракеты, бок ракеты, потом ракета издалека, ракета вблизи, ходят какие-то люди, кто-то сидит в ЦУПе, опять ракета вблизи, опять издалека, опять ЦУП, опять ходят какие-то зрители и т.д.. Задействовано огромное количество телекамер. И ни разу за 40 минут нам не показали экипаж.
Где же телевизионная картинка лиц экипажа во время старта? Где Армстронг, Олдрин и Коллинз? А экипажа нет. Нам показывают старт пустой ракеты. Может, технически сложно было вести телепоказ из командного модуля "Аполлона"? Вряд ли. В СССР прямую передачу в телевещательную сеть с космического корабля, находящегося на орбите, осуществили ещё аж в 1962 году.
13 августа 1962 года Центральное ТВ СССР уже четыре раза передавало ТВ-программы, посвященные героическому полету космонавтов А.Г. Николаева и П.Р. Поповича в системы «Интервидение» и «Евровидение». Всего же за 3 дня полетов КК «Восток» ЦТВ СССР вело непосредственные передачи из космоса 15 раз.
В другом сообщении того же ТАСС говорится, что тогда же, но «в 20 час. 40 мин. по московскому времени Центральное ТВ СССР передало непосредственно с космического корабля «Восток-3» специальную ТВ-передачу». Следовательно, 11 августа 1962 года можно смело считать днем первой в мире непосредственной передачи ТВ-изображения с КЛА (космического летательного аппарата) в сеть телевещания.
Пояснения Н.С. Хрущеву о полете А.Г. Николаева дает генерал-майор П.А. Агаджанов, 11 августа 1962 года. НИП-10.
Извините, что так подробно останавливаюсь на передаче изображения из космического корабля. Ведь обязательно найдутся люди, которые напишут в комментариях, что невозможно было показать "армстронгов" внутри ракеты, потому что телекамера для репортажа имела в 60-е годы большие габариты, и её невозможно было разместить внутри.
А когда спросишь – а как же передавали с Луны телевизионные репортажи с помощью крошечной телекамеры, то тебе обязательно ответят: "Это другое!"
А вообще-то мы слишком отвлеклись на старт ракеты. Продолжим сравнивать два "лунных" фильма, "Аполлон" и "Место назначения – Луна" по другим эпизодам. Впереди разговор про создание невесомости, про лунные панорамы и возврат на Землю.
Полёт на Луну в 1969 и в 1949 году. Эффект невесомости. Есть ли разница? Часть2
Конечно, в любом фильме про космические полёты обязательно будут кадры, показывающие невесомость. Как только ракета выходит на орбиту и двигатели прекращают свою работу, наступает момент, когда все предметы теряют свой вес.
Достоверность такого показа зависит, прежде всего, от кинооператора. Давайте пройдёмся по фильму "Место назначения – Луна" и посмотрим на степень изобретательности работников съёмочной группы.
Вот ракета вышла на орбиту, и один из путешественников по имени Джо, почувствовав, что он падает, отцепился от ремней безопасности. Товарищи успокаивают его, говоря, что это эффект невесомости.
И действительно, актёр, встав с лежанки, ведет себя так, как будто испытывает невесомость.
Этот кадр был снят в повернутой набок декорации, а актёр на самом деле поднимался не в бок под углом, а просто за тросики его тянули вверх.
Наклонная декорация
Актёра поднимают на тросиках
Другие актёры не падали со своих мест, потому что они были прикреплены ремнями безопасности.
Далее один из членов экипажа надевает ботинки с магнитными подошвами и начинает двигаться по боковой стенке корабля.
Кадр из фильма "Место назначения – Луна"
Кадр из фильма
Конечно, современному искушённому зрителю понятно, что актёр ходит по обычной горизонтальной поверхности, просто декорацию вместе с камерой повернули на 90 градусов. Стоит кадр повернуть в другую сторону, как разгадка "невесомости" становится понятной всем.
Разгадка съёмки невесомости – кадр повернули на 90 градусов.
О таких поворотных декорациях для имитации невесомости мы уже писали несколько раз, например, когда рассказывали, как в павильоне был снят выход в открытый космос Эдварда Уайта. (Статья 34. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.)
Такую поворотную декорацию можно увидеть в "Танце на потолке", который исполняет Фред Астер в музыкальной комедии "Королевская свадьба" (1951 г.). Камера жёстко крепилась к одной стороне декорации, и декорация делала полный оборот во время танца. А Фред Астер, танцевавший вначале на полу, постепенно переходит в танце на стенку, а потом и на потолок.
Разные моменты танца (листайте кадры)
Вот как это выглядит на видео:
Вы, наверное, уже догадались, что если я так подробно останавливаюсь на данной схеме съёмок, а статья рассказывает о создании эффекта невесомости, то сейчас я наверняка покажу, что способ получения "невесомости", который мы видели в 1949-1951 гг., в точности повторяется в миссиях "Аполлон".
Давайте посмотрим, как растяпы-кинематографисты сняли выход в открытый космос в миссии "Аполлон-16". Сам выход длится семь с половиной минут, но чтобы вас не утомлять столь длинным видео, остановимся вначале на нескольких моментах в виде стоп-кадров.
Вот два актёра, играющих астронавта в миссии "Аполлон-16", изображают, что они что-то делают в невесомости – они висят над каким-то цилиндром, слегка передвигаются и совершают некие бессмысленные движения.
Кадр из миссии "Аполлон-16"
Конечно, это никакой не космос, а обычный павильон. И снято всё очень топорно. То, что там делают актёры, не имеет никакого смысла – все движения актёров направлены на то, чтобы изобразить невесомость.
Подвесить актёра в горизонтальном положении для съёмок весьма непросто. Нужно крепить на подвесах не только туловище, но и ноги, чтобы они не свисали неестественным образом. Из фотографий рабочих моментов фильма "Место назначения – Луна" мы знаем, что актёр в таких случаях крепился на шести рояльных струнах.
Фотография рабочего момента съёмок фильма "Место назначения – Луна".
При такой подвеске у актёра теряется подвижность, он может двигать только руками. Иногда для фильма большего и не нужно.
Рабочий момент съёмок фильма "Место назначения – Луна".
А в "Аполлоне-16" актёр висел на двух тросах, и этого было достаточно. Просто кадр был повёрнут на 90 градусов, а актёр свисал вертикально вниз. При этом второй актёр просто лежал на животе сверху на цилиндре. Вот как это выглядело в реальности:
Первый актёр, держась руками за поручни, мог руками приближать или слегка удалять своё тело от цилиндра.
Однако в начале этого ролика актёр висит как бы ногами вверх.
Но если вы повернёте кадр на 180 градусов, то поймёте, что актер по-прежнему висит вниз ногами.
Перевёрнутый кадр
Декорация с цилиндром и прикреплённой камерой медленно поворачивается по кругу. Чтобы при повороте не менялся свет, источник свет крепится на смой декорации. Время от времени по кадру пролетают какие-то ошмётки, напоминающие куски штукатурки. Они, конечно, падают вертикально вниз, но из-за поворота кинокамеры выглядят летящими по диагонали вправо.
Летит мелкий кусок штукатурки
Направление полета ошмётков.
Поскольку все предметы на Земле падают вертикально вниз, то следовательно, реальное расположение актёров в павильоне было таким:
Через 5 минут главный актёр опять оказывается ногами в кадре вверх. Мимо его тела пролетает очередной кусок штукатурки.
Нетрудно догадаться, как в этот момент повёрнута декорация:
Для создания ощущения плавности в "невесомости", все движения в ролике НАСА специально замедлены по скорости примерно в 2 раза.
Чтобы вам было понятно, как вращалась декорация, я параллельно с видеороликом НАСА разместил "реальный" вариант съёмки. В самом начале отрезал кусок, где ничего не происходит. И ускорил всё действие в 2 раза. Ролик сейчас имеет длительность 3 мин 21 сек. Рекомендую посмотреть первую минуту, там, через 40-50 секунд после начала много "штукатурки" сыпется, и обязательно посмотрите кусочек, начинающийся с 2 мин 14 сек. Тогда вы поймёте, почему "астронавт" в ролике НАСА так внезапно взмыл вверх ногами (см. кадр слева).
2 мин 19 сек
Там вы увидите также, как актёр, отцепившись ногами от поручней, с размаху ударяется о пустой цилиндр. От удара всё затряслось, вся декорация заколыхалась, поскольку макет, имитирующий "Аполлон", был внутри полый.
Кроме того, вам станут понятны нюансы поведения "астронавта", например, почему на 2:32 его ботинки находятся на расстоянии в полметра от стенки цилиндра,
Ноги "астронавта" удалены от стенки "командного модуля"
а буквально через несколько секунд астронавт носком ботинка уже касается поверхности. Дело в том, что декорация, изображающая командный модуль, повернулась примерно на 14 градусов против часовой стрелки, и стенка цилиндра приблизилась к ногам. Это не "астронавт" приблизился к стенке "командного модуля", он, актёр, как висел вертикально, так и продолжает висеть. Это при повороте декорации сам цилиндр к нему приблизился.
При повроте декорации нога упёрлась в стенку цилиндра.
А потом декорация начинает поворачиваться в другую сторону, по часовой стрелке. Цилиндр отходит в сторону, расстояние между ногами висящего актёра и корпусом цилиндра увеличивается (см. кадр справа), отчего кажется, что "астронавт" в ролике НАСА почему-то задрал ноги вверх.
Как видим, ничего нового для создания эффекта невесомости по сравнению с 1949-50 гг. в миссиях "Аполлон" придумано не было. Были использованы в павильонах НАСА всё те же голливудские технологии 30-50-х годов ХХ века. Сейчас они, кадры с так называемой невесомостью, выглядят в роликах НАСА смешными, наивными, но лет 50 назад, наверное, казались впечатляющими.
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…