Антон Скрипунов. Историческая встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, которая прошла 12 февраля прошлого года в Гаване, породила множество сценариев дальнейшего развития православно-католического диалога. РИА Новости вместе с экспертами попыталось ответить на основные вопросы, выяснив, возможна ли повторная встреча на уровне глав церквей, какой может быть ее повестка и может ли ее приблизить ситуация на Донбассе.
Почему встреча стала исторической?
До 12 февраля 2016 года глава автокефальной Русской православной церкви (РПЦ) ни разу не встречался с папой Римским. Независимый статус Русская церковь де-факто приобрела в 1448 году, когда без согласования с Константинопольской церковью-матерью избрала рязанского епископа Иону митрополитом Киевским и всея Руси (хотя фактически глава церкви находился в Москве).
Причиной такого волюнтаризма стал результат Ферраро-Флорентийского собора, который прошел десятилетием ранее. На нем в 1439 году Римско-католическая (РКЦ) и православные церкви приняли унию. Подпись под документом поставил, в том числе, и митрополит Киевский Исидор; он вполне мог встречаться с папой Евгением IV. Однако в Московском княжестве унию не приняли, а иерарха свергли.
Константинополь признал русскую автокефалию на соборе в Москве в 1589 году. Там же учредили на Руси патриаршество.
И лишь спустя почти пять столетий в Гаване патриарх Кирилл — 16-й предстоятель Русской церкви — встретился с папой Франциском, 266-м понтификом. По итогам их двухчасовой беседы была принята совместная декларация, в которой отражено мнение глав РПЦ и РКЦ по самым разным вопросам — от насущных общественно-политических проблем (положения христиан на Ближнем Востоке и ситуации на Украине) до вопросаов сохранения христианского вероучения в современном мире.В Гаване пересеклись маршруты поездок глав церквей в Латинскую Америку: папа направлялся в Мексику, а патриарх, помимо Кубы, посетил ряд стран Южной Америки и, впервые в истории, совершил поездку в Антарктиду.
Патриарх и папа достигли намеченных целей?
Частично да. Мировая общественность впервые серьезно заговорила о непростом положении христиан в мире. В частности, спустя некоторое время сенат США признал геноцидом уничтожение христиан боевиками ИГ."Местные христиане разных конфессий, в том числе представители церквей дохалкидонской традиции (признающих только три из семи вселенских собора – ред.), отмечали, что они восприняли встречу в Гаване как знак надежды, придавший импульс их взаимодействию на местном и межрегиональном уровне", — так охарактеризовал последствия беседы религиозных лидеров глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Кроме того, в рамках культурного сотрудничества церквей было реализовано несколько совместных проектов. Одним из них стала выставка "Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана" в московской Третьяковской галерее. Эту экспозицию посетил президент РФ Владимир Путин.
Возможна ли повторная встреча?
Практически сразу после переговоров патриарх Кирилл заявил о возможности новой беседы с понтификом.
"Мы не договаривались ни о каких встречах. Но поскольку первая встреча произошла, то может быть и вторая, и третья", — отметил он.
Однако в дальнейшем представители церквей достаточно уклончиво отвечали на аналогичные вопросы. Они заявляли, что сначала нужно оценить результаты исторического события на Кубе.
По данным Московского патриархата, СМИ на 90 % положительно отреагировали на переговоры глав церквей. Однако в православном мире далеко не все восприняли ее в таком ключе. РПЦ даже пришлось выступить со специальным заявлением, где разъяснялось, что бедственное положение христиан в мире, особенно на Ближнем Востоке, послужило поводом для встречи. А богословских вопросов стороны не касались.
Главное, что сейчас пытаются делать представители церквей — не навредить, считает ответственный секретарь Католической энциклопедии, религиовед Алексей Юдин. Он отметил, что в Русской церкви "довольно много, в том числе и в епископате, противников сближения с католической церковью", поэтому церкви не ставят больших совместных задач.
"Я бы трактовал встречу, как единоличную инициативу патриарха. Он всех обошел на этом вираже — поставил архиереев перед фактом и сделал свое дело", — полагает религиовед.
Диалог между церквами идет давно. Эксперт привел один из его механизмов — это смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и православной церквами, которая обсуждает различные вопросы сосуществования церквей. По мнению Юдина, данный механизм зашел в тупик в 2000-е годы. Причина в том, что постановка той или иной проблемы на уровне православно-католического диалога "сразу вызывает цепную реакцию в православном мире"."Накопился колоссальный балласт (проблем), который должна была разрешить вот эта ожидаемая встреча. Она произошла, прорыв сделан. Теперь нужно перезагрузить механизмы работы, или же создать новые. То есть, патриарх и папа встретились, показали миру, что они вполне способны общаться, сделали совместное заявление. Все, это зеленый свет", — подчеркнул Юдин.
Что может сподвигнуть глав церквей встретиться вновь?
В подписанном главами церквей документе говорится, что православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования. Речь шла об Украине.
Летом прошлого года глава украинских униатов архиепископ Святослав Шевчук участников Всеукраинского крестного хода мира, любви и молитвы за Украину с "живым щитом из гражданских лиц", предупредив, что "если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского патриархата на Украине". Ранее Шевчук раскритиковал встречу папы и патриарха.
В ответ в РПЦ пояснили, что такое заявление негативно сказывается на диалоге с католической церковью. Они обратили внимание Ватикана на эту проблему.
"Упомянутые заявления архиепископа Святослава Шевчука вновь породили проблему в межцерковных отношениях", — комментировал ситуацию секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан Игумнов.
Все это произошло на фоне гражданского конфликта на Украине, в котором Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) (а вместе с ней и Русская церковь) и Ватикан заняли примирительную позицию. Более того, УПЦ и РПЦ активно помогают пострадавшим от противостояния.
Показательным стало освобождение в декабре прошлого года украинского пленного Тараса Колодия, захваченного 21 января 2015 года во время боев за аэропорт Донецка. Глава УПЦ митрополит Онуфрий обратился к патриарху Кириллу с просьбой о содействии. Фактически церкви подтвердили свою готовность и способность примирить враждующие стороны на Украине.
В том же месяце Луганскую народную республику (ЛНР) посетил апостольский нунций (посол Ватикана) на Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти. Он заявил, что папа Франциск "обязательно найдет возможность, чтобы приехать сюда и проведать людей", однако для этого нужно приглашение всех сторон.Религиовед Алексей Юдин считает, что, скорее всего, папа приедет не с государственным или апостольским — к своей пастве — визитом, а с миротворческим.
"Это именно пастырский визит доброй воли. (…) Он хочет приехать к страдающим людям и поддержать их, не в пользу той или иной стороны", — отметил эксперт.
Недавний пример визита такого формата — посещение понтификом лагеря беженцев на греческом острове Лесбос весной 2016 года. Юдин также отметил миротворческий вклад понтифика в примирение Аргентины и Великобритании во время Фолклендской войны 1982 года, а также вклад папы Иоанна XIII в урегулирование Карибского кризиса, который, впрочем "остался за кадром".
В связи с этим можно предположить, что темой еще одной возможной встречи патриарха и папы станет ситуация на Украине. Однако церковный историк Владислав Петрушко это исключает.
"Мне кажется, если встреча и будет повторно, то не в связи с украинской повесткой. На мой взгляд, папа очень осторожно относится к событиям на Украине. С одной стороны, видимо, есть понимание, что произошело на Майдане и после него. Это не вписывается, мягко говоря, в шкалу ценностей нынешнего папы Римского, и он, судя по всему, достаточно трезво на это смотрит", — полагает историк.
С другой стороны, папа Франциск "не хочет обижать" украинских униатов, которые находятся в его юрисдикции. Петрушко предположил, что иерархи Украинской греко-католической церкви во время своих визитов в Рим пытались радикализовать позицию папы по Украине, однако их попытки не увенчались успехом, что подтверждает визит нунция в ЛНР.
"Наверное, папа будет стараться дистанцироваться от всего, что связано с Украиной. У меня такое впечатление, что он выступает за мир, но пытается высказываться таким образом, чтобы никто не воспринял его поддерживающим ту или иную сторону", — полагает эксперт.
Может ли папа Римский приехать на территорию, относящуюся к юрисдикции РПЦ?
Представители католической церкви не исключают, что папа Римский может посетить одну из стран, где немало последователей Русской православной церкви. Например, уже много лет ведутся разговоры о возможном приезде понтифика в Белоруссию, где две трети граждан исповедуют православие, относясь к Белорусскому экзархату РПЦ.
Глава Конференции католических епископов Белоруссии архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич полагает, что Минск, известный в мире, по его словам, как "место переговоров конфликтующих на Украине сторон", вполне может стать местом встречи патриарха Кирилла и папы Франциска.
"Я думаю, эта встреча была бы миротворческой, посвященной урегулированию конфликтов не только на Украине, но в других горячих точках. Уверен, что единый голос папы и патриарха был бы очень важен для умиротворения противоборствующих сторон", — сказал он РИА Новости.
Тадеуш Кондрусевич заверил, что белорусские католики — более 15 % населения — молятся о том, чтобы папа посетил их страну. По его словам, встреча в Гаване "сделала общественный климат для этого визита более благоприятным". А новый апостольский нунций в Белоруссии архиепископ Габор Пинтер официально заявил, что подготовка визита папы является приоритетом его служения и предметом консультаций с правительством государства."Если папа Франциск приедет в Белоруссию, то он приедет прежде всего как пастырь, чтобы посетить местных католиков. Но программы его визитов всегда включают встречи и с представителями власти, и с духовными лидерами", — подчеркнул предстоятель белорусских католиков.
Религиовед Алексей Юдин отмечает, что Кондрусевич имеет "колоссальный опыт взаимодействия с православной церковью". Он еще в 1991 году был назначен апостольским администратором для католиков европейской части России.
"Поэтому в плане взаимоотношений с Русской православной церковью этот визит не может вызвать никаких проблем", – считает эксперт.