Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Трагедия коренных американцев. Часть 2

, 10 ноября 2022
1 009

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Коренные американцы, пережив геноцид, не смогли сохранить свои земли. Как итог американской политики, большинство резерваций превратились в гетто. Только индейцы ещё и живут на ресурсах, которыми не могут сами распоряжаться...

 

Американская трагедия: история борьбы коренных американцев (Часть 2)

Посмотрев в первой части, как коренные американцы лишились своих земель и привычного образа жизни. При этом ради того, чтобы американские магнаты проложили железные дороги, большинство индейцев вместе с землёй потеряли и жизни. Теперь же посмотрим, как живут индейцы в современных США, как вне резерваций, так и внутри. И, конечно, посмотрим на каких условиях индейцам удалось встроиться в американскую экономику. Стал ли рынок для индейцев спасением? Давайте разбираться.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

 

Продолжая трагическую историю индейцев, вспомним слова Ильфа и Петрова: «Правительства, которые уничтожали индейцев, пытаются теперь сохранить их небольшое потомство. <…> Предварительно прогнав индейцев с плодородных земель, за ними закрепили сейчас несколько жалких кусочков пустыни, и это считается большим благодеянием. <…> Американцы даже немножко гордятся своими индейцами. Так гордится директор зоопарка редким экземпляром старого льва. Гордый зверь очень стар и уже не опасен, когти его притупились, зубы выпали. Но шкура его прекрасна».

Индейцы вообще очень плохо понимали американскую политику, поэтому их судьба выглядит ещё более трагично. Они каждый раз надеялись на честный договор с властями США, но каждый раз их обманывали. «Когда-то мы были дружны с белыми, но вы сбили нас с толку своими кознями, и теперь, когда мы пришли на совет, вы сбиваете с толку друг друга. Почему вы не говорите и не ходите прямо ко всеобщему благу?», – индейский вождь Мотавато (Черный Котел). «Ха-ха-ха, что он корчит из себя дурочка? Разве не понимает, как всё устроено в мире чистогана?», – скажете вы, увидев такие размышления. Но ничего подобного. В этих рассуждениях нет ни грамма лицемерия. Европейцы капиталистической эпохи выглядели для коренных американцев практически инопланетянами, чьи принципы и общественные отношения было чрезвычайно сложно понять.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Типичный индейский дом в резервации Пайн-Ридж в 1956 году

Ильф и Петров уже в 1930-е годы описывали индейца, который каким-то образом заполучил небывалый капитал – $200 долларов. И он решил торговать. «Он отправился из пустыни в ближайший городок, закупил на двести долларов разных товаров и привез их в свою родное кочевье. Торговля пошла довольно живо. Но вот я заметил, что мой друг-индеец стал торговать несколько странным способом. Меня это так поразило, что я сперва подумал даже, что он сошел с ума. Он, видите ли, продавал свои товары ровно за такую же цену, какую заплатил за них сам». Ему тут же посоветовали продавать товары дороже их цены, иначе он разорится:

«– Как же я продам ее [вещь] за доллар двадцать, если она стоит только доллар? – спрашивает меня этот коммерсант.

В том-то и заключается торговля, – говорю я, – купить дешевле, а продать дороже.

Ну, тут мой индеец страшно рассердился.

Это обман, – сказал он, – купить за доллар, а продать за доллар двадцать. Ты советуешь мне обманывать людей.

Как я ни старался – ничего не вышло. Он был упрям как бык и твердил все время одно: «Ты мне советуешь нечестное дело». Я ему говорю: «Это торговля», а он мне говорит: «Значит, торговля – нечестное дело». И, представьте себе, он продолжал торговать так же, как и начал, а вскоре и совсем бросил это занятие. И закрылось единственное у племени Наваго коммерческое предприятие с индейским капиталом».

Так что с крепким национальным бизнесом в резервациях совсем не задалось. Всё, что у них было в начале XX века – это хилое сельское хозяйство, охота с собирательством и мелкое кустарное производство различных безделушек, так сказать, на экспорт. Ведь резервации официально не были частью США, хоть и полностью от них зависели экономически. Резервация – это по-нашему заповедная зона, причём со своим правительством. Зато вокруг резерваций крутились мошенники и спекулянты от мала до велика. И вот как-то так сложилось, что самый бедный 1% населения проживал именно в сотнях резервациях по всей стране.

Переселение в города

Но кое с чем Ильф и Петров ошиблись. В 1930-е они писали: «Индейцы почти совершенно не смешиваются с белыми. Это многовековое упорное сопротивление индейцев – вероятно, одно из самых замечательных явлений в истории человечества». С этой непокорность было решено покончить. С 1950-х годов правительство развернуло политику насильственной ассимиляции.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Рекламные материалы Управления по делам индейцев (BIA) о переселении индейцев

По закону от 1953 года, племена покинувшие свои земли, становились полноправными гражданами США. Для понимания уровня жизни индейцев. Многие семьи жили в фургонах и хижинах без предметов первой необходимости: водопровода, электричества, личного транспорта. «Моя мама сама рубила дрова и стирала вещи в реке, а потом развешивала дома. Мы собирали ягоды, а она пекла пироги и продавала их на обочине дороги», – рассказывает Дорен Дэй, младшая дочь в семье, решившей переехать в город. А её брат Клайд был охотником-траппером, а также зарабатывал деньги, работая охотничьим гидом для зажиточных туристов.

Когда семья переехала в Кливленд, их поселили в самом бедном чёрном квартале. Но они никогда раньше не встречали чернокожих людей. «Как только мы добрались до нашего нового дома, соседские дети поднялись к нам на крыльцо, чтобы посмотреть, потому что они, вероятно, тоже не видели таких людей, как мы. Я помню, как моя сестра Шерил сказала: «Что случилось с этими людьми? Все эти люди обгорели», – вспоминает другая сестра Шарлин Дэй. Вот насколько сложно было интегрироваться в общество с такими представлениями об окружающем мире и даже самих американцах.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Семья Дэй в своей резервации в северной Миннесоте в 1961 году

Когда семья Дэй прибыла в Кливленд восемь человек поселили в квартире с двумя спальнями в самой бедной части города. Рядом с ними не было никого из их резервации Нетт-Лейк, хотя правительство обещало обратное. И поскольку они никогда раньше не встречали чернокожих людей они просто боялись ходить по городу и детей никуда не отпускали. Власти пообещали отцу семейства Клайду хорошо оплачиваемую работу, так он мог управлять погрузочной техникой, но все, что он смог найти, – это работу посудомойщика, за которую платили недостаточно, чтобы прокормить семью. Примерно через месяц Клайд и Шарлотта решили, что хотят уехать. Но правительство отказалось оплачивать возвращение в свои резервации. Переезд в города был поездкой в один конец.

Индейцев переселяли с их земли в города, чтобы они становились «продуктивными» членами общества. А индейских сирот специально пристраивали в белые семьи. Но вместо полноценной ассимиляции они оказались оторваны от своей общины и культуры, получив взамен низкооплачиваемую работу. А вернуться обратно было нельзя, так как резервации были попросту упразднены. Конечно, какая-то часть хорошо устроилась и даже достигла определённых высот в самых разных сферах, выбившись в местный «средний класс». Большинство же индейцев, оказавшихся на социальном дне, приковали к ней и своих детей. Как говорил герой фильма «Любой ценой»: «Бедность как зараза, передаётся из поколения в поколения, как болезнь – вот что такое бедность».

Сегодня 78% индейцев живут вне резерваций, а 72% в городах. Только в городах Калифорнии живёт 140.000 индейцев и 18.5% живут за чертой бедности, тогда как в среднем этот показатель около 10%. А среди тех, кто живет за чертой бедности, 24% живут в «глубокой нищете». Джанин Коменот, исполнительный директор Национальной городской индийской семейной коалиции (National Urban Indian Family Coalition) говорит: «бедность остается одной из важнейших проблем современных городских индийцев. Хотя я признаю, что значительная часть нашего населения относится к прочному среднему классу [по факту к ним приписывают всех, кто живёт выше официального уровня бедности], каждый коренной житель, которого я знаю, либо сталкивался с бедностью, либо у него есть член семьи, который таковым является. Плохое жильё и бездомность остаётся на первом месте в списке проблем».

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Индеец города Окленд Чан-Та Гулд (Chah-tah Gould)

«Я чувствую, что в резервациях всё совсем по-другому. Люди растут среди своей культуры. Но когда они переезжают сюда, то всё меняется. Чтобы адаптироваться они начинают действовать и думать по-другому. И это приобретает какие-то болезненные формы. Ну знаете, чтобы выглядеть крутым, ты начинаешь пить, курить и всё такое прочее. Я тоже вляпался в кое-что подобное, но к счастью для себя смог этого избежать. Хотя даже те, кто крутится среди местных банд <…> действительно знают свою культуру. Многие местные жили в приёмных семьях и когда они ищут своё место часто попадают в банды», – говорит молодой индеец города Окленд Чан-Та Гулд (Chah-tah Gould).

Но тут, конечно, ничего особенного индейского нет. Открыв статью про гетто и трущобы, можно увидеть множество параллелей. В силу исторических обстоятельств индейцы оказались в том же положении, что и негры – на правах людей второго сорта. Но после получения формального равенства их материальное положение принципиально не изменилось. В США миллионы белых, которые живут в точно такой нищете, и их арийская внешность никаких бонусов им не даёт. Для них даже есть презрительный термин «white trash/белое отребье». Просто из-за специфики формирования американского капитализма в условиях апартеида процент нищих среди цветного населения гораздо выше. Но не будь индейцев, их место заняли бы белые. Проблема в том, что структура капиталистического общества предполагает наличие такого социального дна.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Палаточный лагерь бездомных индейцев в Миннеаполисе

Жизнь в резервациях

Но не все переехали в города. Масса людей осталось жить в резервациях. По данным за 2010 год, около 22% из 5.2 миллионов коренных американцев продолжают жить на племенных землях. И как же там? Главным работодателем в резервациях являются племенное и федеральное правительства. И в тоже время в резервациях царит безработица, так что огромная часть население живёт за счёт социальных пособий, пособий по инвалидности и прочих пенсий. В среднем в резервациях от 40% до 80% населения не имеет постоянного места работы и работают вахтовым методом в разных штатах. Но многие из тех, кто работает, получают зарплату, которая не позволяет подняться даже выше официального уровня бедности. Всего за чертой бедности в резервациях живёт 28.2% американских индейцев. И это по данным за 2007 год, когда ещё не начался экономический кризис.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Типичная бедная индейская резервация сегодня

В целом же уровень жизни индейцев, как пишет исследовательский центр Gallup, «сопоставим с условиями Третьего мира». Как минимум в отношении жилья – это справедливо. В допандемийную эпоху в резервациях было более 90.000 бездомных, при том, что 30% жилья переполнено, а почти половина даже не подключена к канализации. Это не говоря уже про качество самого жилья – по данным Комиссии США по гражданским правам за 2003 год, около 40% жилых помещений на территории резерваций не соответствовали санитарным нормам. Ну а поскольку в очереди на новое жильё можно стоять годами, индейцы живут большими семьями у того, у кого условия получше. Отсюда и переполненность домов и квартир. Нередко три или более поколений живут в доме всего с двумя спальнями, при этом без канализации и нормального отопления.

Резервации не удивить даже отсутствием телефонов, электричества и водопровода. Хотя подавляющее большинство американцев воспринимает это уже давно как само собой разумеющееся. Низкие зарплаты превращают в роскошь обычные коммунальные услуги. Перенаселенность, некачественное жильё и отсутствие канализации увеличивает риск подхватить кучу болезней, актуальных для стран Третьего мира. Особенно в отдалённых сельских районах, где отсутствует доступная медицинская помощь. Но это проблема вообще всей сельской местности, о чём выходила подробная статья.

Ещё в 1967 году президент Линдон Джонсон выступил с докладом: «Люди, оставленные позади/ People Left Behind» из которого и выяснилось, что больше трети сельского населения Америки живёт за чертой бедности. И арийское происхождение им вновь не помогло. В 2018 году специальный корреспондент ООН по вопросам крайней бедности и правам человека Филип Алстон по итогам своей поездки в Алабаму и другие штаты выступил с докладом о «чудовищной бедности, какую он видел только в странах третьего мира». по данным за 2018 год, 22.4% всех детей вне крупных городов жили за чертой бедности, что на 5% больше чем в мегаполисах.

Как и в случае с индейцами в городах, индейцы в резервациях живут, как и некоторые другие беднейшие американцы, будь то белые или чёрные. «Средняя продолжительность жизни коренных американцев улучшилась, но по-прежнему отстает от других американцев почти на 5 лет», – в 2010 годусообщал Информационный бюллетень Indian Health Disparations. Комиссия США по гражданским правам в 2003 году сообщала, что существующая медицинская система в резервациях удовлетворяет только 60% потребностей местного населения. Здравоохранение хронически недофинансировано, а в некоторых общинах аптеки полностью отсутствуют за пределами больниц.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Резервация Кроу (Crow Reservation), штат Монтана

Всё это вызвало эпидемию таких хронических заболеваний как диабет, болезни сердца, туберкулез и рак. По статистике ЦКЗ болезни сердца являются основной причиной смерти среди американских индейцев. Смертность среди индейцев от диабета на 177% выше, чем у остальных, а от туберкулёза смертность выше на 500% выше. В связи с диабетом, качеством питания и медицинского обслуживания, 36% сердечников умирают в возрасте до 65 лет, что более чем в два раза больше по сравнению с белыми американцами. Заболеваемость раком и смертность от него выше, чем у других американцев. Уровень младенческой смертности выше на 60%. Ну и показательно, что уровень самоубийств среди американских индейцев на 82% выше чем у белых американцев. Это всё уже по данным за 2011 год.

Поданным исследования Национального института здравоохранения за 2018 год, молодые коренные американцы, живущие в резервациях или вблизи них, значительно больше, чем другие американцы, употребляют алкоголя, марихуаны и разных наркотиков. Среди школьников с 10 по 12 классы провели анонимный опрос, показавший, что среди молодежи американских индейцев в каждом классе уровень употребления наркотиков и алкоголя был гораздо выше, чем в среднем по стране. Например, в 2010 году резервация Оглала-Лакота потребила 4.9 миллиона банок пива – почти всё, что производилось в городке Уайтклэй (Whiteclay) в Небраске.

Уровень злоупотребления психотропными препаратами среди коренных американцев, как правило, намного выше, чем в среднем по США. Поданным за 2018 год у коренных американцев самые высокие показатели расстройств, связанных с употреблением алкоголя, марихуаны, кокаина и галлюциногенов. Почти у 20% коренных американцев в возрасте 18-25 лет наблюдается расстройство, связанное с употреблением различного алкоголя и наркотиков, включая болеутоляющие.

Земельный вопрос и казино

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Ещё один пример типичного жилья в резервации

Пытаясь объяснить столь бедственное положение коренных американцев, Forbes в своём духеговорит, что «индейцам не хватает почтения к частной собственности». Ведь как мы знаем, чем больше у бизнеса свободы, тем всем вокруг лучше. В этом мы могли убедиться на примереобразования,жилья,медицины. Но в одном Forbes правы. Алкоголизм, преступность и наркомания – это всего лишь симптом проблем коренных американцев. Ведь никто не пытался построить им промышленность, развить сельское хозяйство, научные центры открыть.

Коренные американцы зачастуюне владеют своей землей – ею владеет правительство. Коренные американцы зачастую даже не владеют своими домами. Из-за этого они не могут даже заложить их под банковские кредиты, как большинство американцев. Это делает практически невозможным для многих открытие собственного бизнеса. Даже когда племена буквально живут на природных ресурсах, но они представляют «мертвый капитал». А Бюро по делам индейцев неоднократно недооценивало ресурсы, которые вроде даже принадлежат индейцам. Федеральная комиссия, изучавшая сделки в 1977 году, обнаружила, что эти оценки были одними из самых кабальных и мошеннических соглашений, когда-либо заключенных в американской истории.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Полиция подавляет протест индейцев, которые выступали против загрязнения грунта нефтяной корпорацией Enbridge в 2021 году

За счёт этого правительство контролирует почти все аспекты экономического развития резерваций. Каждый проект по развитию резерваций должен получить одобрение правительства. Чтобы получить разрешение на развитие, например, энергетики, до этого нужно пройти согласование как минимум в четырёх федеральных агентствах и 49 штатах. Разделенная собственность на землю (Fractionated land ownership) в соответствии с федеральными законами о наследовании требует, чтобы индейские земли передавались в равных долях нескольким наследникам. И спустя нескольких поколений эти земли стали настолько раздробленными, что на каждый участок часто приходится по сотне владельцев. Управлять этими раздробленными землями самим индейцам практически невозможно, и большая часть земель остается незанятой.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

В 1973 году в трагически известном поселении Вундед-Ни в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота) произошло индейское восстание, когда силой оружия вернули себе земли, отобранные правительством. Не обошлось без перестрелок с полицией и погибших

Если загнать малограмотных, нищих людей на бесплодные земли и давать денег ровно столько, что они от голода не вымерли, но из нищеты не вылезали, то нечего удивляться последствиям. В 1969 году 57% семей в резервациях жили за чертой бедности, 1979 году это число сократилось до 43%. Но уже в следующем десятилетии уровень бедности резкоподскочил и в 1989 году более половины семей американских индейцев в резервациях жили в бедности.

Другие показатели благосостояния, такие как доход на душу населения, средний доход семьи и уровень безработицы, следовали аналогичным путём. Но это был не какой-то индейский эксклюзив, а отражение роста неравенства во всей Америке. До 1970-х годов неравенство уменьшалось, пока так называемый «золотой век капитализма» не сменился «неолиберальным поворотом» в 1980-е. Правительство резко сократило социальные расходы в том числе и на поддержку населения в резервациях.

И действительно, за счёт увлечения азартными играми по всей стране, казинопомогли американским индейцам в 1990-х годах повысить свой уровень жизни. Но они по-прежнему оставались одной из самых бедных категорий людей в стране. Согласно исследованию Гарвардского университета, уровень бедности семей среди племен, в которых есть казино, снизился с 36% в 1990 году до 27% в 2000 году. Но это всё равно в три раза выше, чем в среднем по стране.

Но так повезло далеко не всем. Те племена, чьи резервации находились вблизи городских центров или вблизи крупных автомагистралей, получили явное преимущество. Другие племена в отдаленных районах оказались в прямом и переносном смысле на обочине. «Нас не спросили хотим ли мы жить на этой земле», – сказал Джонни Эрнандес, представитель группы индейцев, чья резервация находится в горной местности и где они всё равно планируют начать строительство казино. Многие жители этой резервации живут в очень плохих условиях, а некоторые даже без электричества или водопровода.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Индейское казино в Канзас-Сити

Уровень безработицы снизился с 25% до 22% в резервациях, не связанных с азартными играми, а в резервациях, связанных с азартными играми он упал с 19% до 15%. Но это прежде всего за счёт общенационального снижения безработицы, которая с 5.6% в 1990 году упала до 4% в 2000 году. Но снижение бедности достигалось также и счёт снижения рождаемости и миграции в города – то есть чем меньше бедных индейцев, тем ниже уровень бедности.

Доходы от азартных игр прежде всего оплачивают работу казино, уходят на обслуживание долгов, в частные карманы и мало что остается для повышения качества жизни. А 75% рабочих мест в местных казино занимают не индейцы, а приезжие белые. Так что создание казино не помогло сильно снизить ни уровень бедности, ни уровень безработицы.

Джонатан Тейлор, научный сотрудник проекта Гарвардского университета по экономическому развитию американских индейцев,сказал: «Вы видите, как инвестиции, связанные с азартными играми, постепенно проявляются в повышении успеваемости, укреплении семьи, улучшении личного здоровья, повышении уровня профилактики преступности». Деньги от азартных игр тратятся на постройку школ, больниц оплату школьникам высшего образования и т.д.

Но всё это точечные усилия, которые принципиально не меняют ничего. Кроме того, членам племени, полагаются ежемесячные выплаты. Этот вопрос редко обсуждают, но обычно речь идёт о суммах от нескольких сотен долларов до примерно $10.000 (такое, правда, скорее исключение). Но это максимум того, что могут дать деньги от казино. Несмотря на некоторые экономические успехи, средний доход всех индейцев, проживающих в индейских резервациях, в 2000 году составлял всего $7942 доллара, а это всё равно лишь треть от среднего показателя по стране в $21.587 долларов.

Трагедия коренных американцев: переживших геноцид индейцев загнали в гетто

Здание правительства народа Красного озера (The Red Lake Nation) в 2019 году

Патрик Прюитт, социальный работник Индийского центра в Канзас-Сити отмечает, что создание казино ударило по самим индейцам. Злоупотребление азартными играми также является социально-экономической проблемой. «Если у них проблемы с оплатой квартиры, не хватает денег купить продукты, или оплатить машину, или они безработные, тогда они идут в казино со своими последними 50 долларами, чтобы попытаться превратить их в 500 долларов. В итоге они их теряют, и оказываются в худшем положении, чем были до того», – говорит Прюитт. Это при том, что примерно каждый четвертый коренной американец в резервации живет за чертой бедности.

А это в свою очередь приводит к возвращению «к корням». Точно также как многие ищут утешения в религии, индейцы бегут от реальности погружаясь в свою культуру, увлекаясь мистическими ритуалами. Прямо как индейцы перед бойней при Вундед-Ни в 1893 году. «Местные, уважающие традиционные ценности – это более здоровые туземцы. Нужно говорить о том, чтобы вернуться к изучению своего языка, изучению своей культуры. Всё это полезно для здоровья», – говорит авторитетный индеец Серебряный Волк.

Он также заявлял, что индейцы, которые ведут традиционный образ жизни и, например, посещают церемонии и воздерживаются от алкоголя и наркотиков, – имеют наименьшее количество проблем с азартными играми. Но сложно сказать насколько это так. Это подтверждают исследования: две трети, а в некоторых регионах США и три четверти сельских жителей, в чьей жизни религия играет важную роль, живут либо за чертой бедности, получая менее $12.000 в год, либо годовой семейный (не индивидуальный) доход едва дотягивает до $30.000. По американским меркам это не очень много. И вполне закономерно, что 85% религиозных людей не имеют высшего образования. Им его и получить негде.

Заключение

Коренные американцы, пережив, без преувеличения геноцид, не смогли сохранить свои земли, но смогли не потерять свою культурную идентичность. Как итог американской политики, большинство резерваций превратились в гетто, подобные городскому. Только индейцы ещё и живут на ресурсах, которыми не могут сами распоряжаться. На эту тему в 2017 годы вышел хороший фильм «Ветреная река». Но уход «к корням» стал лишь сублимацией множества экономических проблем, с которыми сталкиваются страны Третьего мира. Не решил проблем и переезд в города, где множество индейцев просто присоединилась к беднейшим рабочим, поменяв свои специфические проблемы на типичные пролетарские болячки, вроде низкой зарплаты и высокой квартплаты. Ну а значительная часть индейцев всё же могла устроится в обществе не на самых последних ролях.

Источник

 

 

О положении индейцев в США

 

 

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

 

Поделиться: