«Жёлтая угроза» и концлагеря для японцев
Как шовинизм и национализм, культивировавшийся в США, отправил почти всех американских японцев за колючую проволоку.
«Когда Япония напала на Пёрл-Харбор, наше западное побережье стало потенциальным театром военных действий. В этой зоне проживало более ста тысяч японцев (2/3 – граждане США и 1/3 – иностранцы). Нам было известно, что некоторые из них представляли потенциальную опасность, хотя большинство было настроено лояльно [к США]. Но никто не мог предсказать, как поведут себя все эти люди, если японские войска предпримут попытку высадиться на наше побережье. Поэтому военные власти были вынуждены приказать всем этим людям переселиться», – такими словами начальника Управления военных перемещений (War Relocation Authority) Милтона Эйзенхауэра открывался 10-минутный документальный фильм «Перемещение японцев», подготовленный данным ведомством совместно с Управлением военной информации США. Переселением изящно называли заключение 110 000 американских японцев в концлагеря.
И у такого радикального шага была долгая предыстория. Давайте разберёмся, как формировалось и менялось отношение американского общества к японцам, китайцам и азиатам вообще.
Истоки «Жёлтой угрозы»
Боксёрское восстание, 1899 год
Особое значение «Жёлтой угрозе» придал кайзер Вильгельм II в 1895 году, заявив об угрозе цивилизации, которая исходит со стороны китайцев. О «желтой опасности», конечно, говорили и раньше. Но мысль Вильгельма II получила своё воплощение в 1899 году, когда в Китае вспыхнуло национально-освободительное восстание, известное как «Восстание боксёров». Вильгельм II приказал командующему экспедицией фельдмаршалу Альфреду фон Вальдерзее вести себя по-варварски как Гунны, потому что китайцы «по природе трусливы, как собаки, но также и лживы» и другого отношения не заслуживают. Тогда китайцев, которых и так грабили и травили опиумом, единым фронтом душили все империалистические державы, включая Россию, Германию и США – всего коалиция из 8 стран.
В США же уже начиная с 1880-х годов массовая культура изображала китайское военное вторжение в США как нечто реальное. В 1882 году вышел роман Роберта Уолтера под говорящим названием «A Short and Truthful History of the Taking of California and Oregon by the Chinese in the Year A.D. 1899 / Короткая и достоверная история о захвате Калифорнии и Орегона китайцами в 1899 году». В романе китайская армия захватывала всё тихоокеанское побережье США.
В 1898 году вышел фантастический роман Отто Мундо «The Recovered Continent: A Tale of the Chinese Invasion / Исцелившийся континент: История о китайском вторжении» с понятно каким сюжетом. Роман никакой художественной ценности не представлял, но, как и многие другие, помогал обосновать почему США должны грабить Китай. Даже Джек Лондон, писатель социалистических взглядов, поддался этому потоку шовинизма. Один из его друзей говорил: «Одной ногой Джек стоял на почве социал-демократии, но другая его нога погрязла в трясине философских учений, из которых вырос фашизм».
Пример антикитайской пропаганды
Одновременно с культивацией внешней угрозы, пропаганда создавала образ врага и из китайских иммигрантов, которые якобы «угрожали Западной цивилизации». Но также как покорённый и разграбленный Китай не представлял военной угрозы, точно также угрозой не были и нищие мигранты, трудившиеся на самых низкооплачиваемых должностях за гроши. Но на фоне роста популярности социалистических идей, американские власти сознательно разжигали национализм и шовинизм также и внутри страны, стравливая народы между собой. К китайцам относились также как к индейцам и неграм – они считались людьми второго сорта, живя в национальных гетто.
Но уже в 1905 году, после поражение Российской империи в Русско-японской войне, место китайцев заняли японцы, став главным представителем «жёлтой угрозы». Всё, что рассказывали про китайцев, стало актуально и для японцев. Тем более для белых господ все эти азиаты были на «одно лицо». А по мере того, как Японская империя укрепляла своё влияние на Тихом океане, тем чаще о ней пропаганда вспоминала как об угрозе.
«Желтая опасность», в которую записывали и русских. Сатирический журнал Puck, США, 1904 год
Журнал из Сан-Франциско «Organized Labor» уже в 1900 году писал: «хнычущие японцы, которые толпятся на улицах и раболепно предлагают свои ничтожные услуги, чтобы выглядеть как мы и учится в наших государственных школах, представляют гораздо большую опасность для наших рабочих, чем все пропитанные опиумом косички [намёк на китайцев], которые когда-либо запятнали честное имя этого прекрасного города». А пять лет спустя этот же журнал предупреждал своих читателей о более серьезной проблеме: «характерной чертой японцев… является их склонность к шпионажу… Они уже давно шпионят в нашей стране, и особенно в Калифорнии. Япония намеревается превратить Калифорнию в точно такое своё владение, как и Маньчжурия». Влиятельная газета «The San Francisco Chronicle» в 1906 году писала: «Японцы, которые приезжают сюда, остаются японцами… Каждый из них, насколько это необходимо для его службы, является японским шпионом».
Всё это была не просто абстрактная пропаганда, а обоснование определённой политики. Закон об иммиграции 1917 года запрещал иммиграцию из некоторых азиатских стран. Закон о независимом гражданстве замужних женщин 1922 года гарантировал гражданство женщинам только если они не были замужем за белым иностранцем, который не имел права на гражданство. Таким образом многие азиатские мужчины и женщины не имели права на гражданство США. Под это ограничение попадали и японцы. В 1922 году Верховный суд США по делу «Такао Одзава против Соединенных Штатов» подтвердил, что японцы не относятся к белой расе и не могут претендовать на гражданство. Закон о происхождении 1924 года исключил японцев из претендентов на американское гражданство, чтобы «защитить идеал однородности американского народа». Иммиграция из Азии упала на 80% по сравнению с периодом до Первой мировой войны.
Так что «Японский вопрос» возник в США задолго до 1941 года. Вот только пропаганда это одно, а реальная политика – это совсем другое. Как писал историк Г. Зинн: «пока Япония вела себя, как подобало члену имперского клуба великих держав, который, поддерживая политику открытых дверей, участвовал в эксплуатации Китая, Соединенные Штаты не возражали против ее действий». А антияпонская националистическая пропаганда должна была прежде всего отвлекать самих американцев от внутренних проблем. Совместному грабежу и торговле это не мешало. Лишь разворот японской военной машины и дипломатии в сторону Юго-Восточной Азии вызвал беспокойство у американской политической и деловой элиты.
С точки зрения евгеники и расизма японцев рассматривают в книге 1920 года «The Rising Tide of Color Against the Supremacy of the White World»
В публицистике 1920-х и 1930-х годов активно обсуждалось будущее военного столкновения двух стран. Одним из наиболее известных авторов, будировавших эту тему, был журналист Гектор Байотер в 1921 году написал бестселлер «Великая Тихоокеанская война: История японо-американской кампании 1931-1933 гг.». По его мнению, после первых поражений Соединенные Штаты смогут разгромить более экономически слабую Японию. Эту книгу активно обсуждали и президент Франклин Рузвельт, и японский адмирал Ямамото.
«Гадюка – это всегда гадюка»
Но с приближением 1941 года американские журналисты и пропагандисты всё чаще открыто критиковали Франклина Рузвельта за неготовность к грядущей войне с Японией. И 7 декабря 1941 года, Япония атаковала Пёрл-Харбор, а уже 10 декабря директор ФБР Дж. Эдгар Гувер в своём письме Рузвельту выразил озабоченность «японской проблемой», а в приложении содержались карты с указанием численности японцев, немцев и итальянцев по штатам. Кроме «миграционного анализа» со стороны ФБР, президент Рузвельт поручил журналисту Дж. Франклину Картеру провести своё исследование. В подготовленном меморандуме говорилось об отсутствии угрозы со стороны натурализовавшихся американцев японского происхождения.
Но благодаря многолетней пропаганде в американском обществе стремительно разрасталась антияпонская истерия. 2 февраля 1942 года помощник генерального прокурора США Джеймс Роу писал, что ситуация в Калифорнии «может взорваться в любой момент. На лицо колоссальное общественное давление с тем, чтобы изгнать их [японцев] всех, и граждан США, и иностранцев, куда угодно прочь из Калифорнии». С аналогичными заявлениями выступал генеральный прокурор Фрэнсис Биддл.
Антияпонская карикатура за авторством Доктора Сьюза
Тем временем в американской прессе усилиями талантливого карикатуриста и писателя Теодора Сьюза Гейзеля (псевдоним Доктор Сьюз) и многих других раздувался самый откровенный шовинизм. А Los Angeles Times писала: «Гадюка – это всегда гадюка независимо от того, где она вылупилась. Таким образом, американец японского происхождения, рождённый у японских родителей, вырастает японцем, а не американцем».
В большинстве печатных изданий японцы представлялись как лишенные жалости и сострадания фанатики идеи Великой Азии, садистски убивающие военнопленных и создающие различные помехи Советскому Союзу на Дальнем Востоке (СССР тогда был союзником). Согласно опросу журнала Fortune, в 1945 году 56% американцев считали японцев жестокими по своей природе, тогда как про немцев так думало лишь 39%. Когда рядовые обсуждали грядущую высадку, им было достаточно того, что их враги – «япошки», которых они чаще называли «макаками». Так что с расизмом по отношению к японцам у американцев всё было в порядке до самого конца войны.
«Своих европейских противников мы воспринимали как, ужасных и смертельно опасных, но все же людей. Но… японцы были для нас какими-то омерзительными недочеловеками. Мы относились к ним, как к тараканам, не заслуживающим пощады», – американский журналист Эрнест Пайл.
Ещё одна карикатура: японцы выдают добродушным американцам взрывчатку
Не удивительно, что Рузвельту докладывали о готовящихся антияпонских погромах. В таких условиях арест и депортация японцев стала своеобразным превентивным шагом против возможных антияпонских расовых бунтов. Хотя сами власти признавали, что японцы были в массе своей лояльны США. Только нужно учесть, что до такой ситуации довела политика того самого Рузвельта и его предшественников. Пока одна рука разжигала шовинизм и национализм, вторая «спасала» японцев от шовинистов и националистов.
И вот 20 февраля 1942 года, через два с половиной месяца после нападения Японии, был подписан президентский указ № 9066, который обязал выделить определенные зоны для перемещения и компактного проживания лиц, а также подготовить медикаменты, продовольствие и транспорт, необходимые для проживания там. Под этот приказ подпадали 120 000 японцев, но 10 000 из них смогли доказать свою полезность, оказавшись квалифицированными рабочими и инженерами. 2 марта всех остальных японцев уведомили, что они будут выселены из 100-мильной зоны у тихоокеанского побережья, а также вдоль границы с Мексикой в штате Аризона вглубь страны. Сначала им предложили выселится самим, переехав к родственникам. Но почти ни у кого таких родственников не оказалось.
Сотрудник ФБР производит обыск в доме японской семьи
И уже 11 марта было создано Управление по охране собственности иностранных граждан (Office of the Alien Property Custodian) для обеспечения безопасности собственности перемещаемых лиц во главе с известным деятелем «Нового курса» Милтоном Эйзенхауэром. Однако он вскоре покинул этот пост из-за несогласия с решением о массовой депортации японцев, а Управление возглавил Дилан Майер, ранее занимавшийся «индейским вопросом».
Об этом меньше известно, но схожим образом поступили с некоторыми итальянцами и немцами. Перед началом войны США приняли более 4500 немецких граждан, депортированных из Латинской Америки (туда они бежали из Германии) и поместили их в лагеря. В первые годы войны ФБР составило список немцев из пятнадцати латиноамериканских стран, подозреваемых в подрывной деятельности. Примерно от 10% до 15% были членами нацистской партии, так что опасения были не надуманными. Еще около 150 000 немцев и итальянцев занесли в список «подозрительных лиц». До конца войны они находились под надзором спецслужб и должны были отчитываться обо всех перемещениях по США.
Бараки лагеря Амаче, Колорадо
Типичный лагерь для японцев представлял собой огороженные колючей проволокой бараки суммарно на 5 000 – 10 000 человек. В одном бараке проживало несколько десятков семей в 1 общей комнате максимальной площадью до 146 квадратных метров. Лагеря разбивались на государственных землях за городами недалеко от шоссе. Там были вода и электричество, а также возможность заниматься сельским хозяйством, которое и обеспечивало заключённых продовольствием. Лагеря находились под охраной военной полиции, вне юрисдикции прокуратуры США. Что порождало злоупотребления и нарушение прав заключённых, которых и так почти не было.
«Мы просто выглядели как те люди, что бомбили Пёрл-Харбор. И без обвинений, без суда, без надлежащей правовой процедуры мы были арестованы. <…> Если нас поместили сюда для нашей же безопасности, то почему пулеметы на сторожевых вышках направлены внутрь лагеря, а не наружу?», – вспоминал актёр Джордж Тэкэй, которому тогда было 5 лет.
Не смотря на колючую проволоку и сторожевые вышки по периметру лагерей, это были совсем не нацистские лагеря смерти. Это были концлагеря в своём изначальном смысле – место где содержат большие массы людей. А избыточная смертность была вызвана ошибками или злоупотреблением на местах, а не сознательной политикой. Но оказаться в бараке за колючей проволокой только за то, что у тебя разрез глаз неправильный – тоже ничего хорошего.
«Я видел, как люди плачут, но не мог понять, почему», – вспоминал Тэкэй. В одном из лагерей другой мальчик говорил ему, что колючая проволока нужна для защиты от динозавров. Некоторые лагеря располагались в пустыне и были совершенно непривычны для японцев. Нередко в лагерях не хватало врачей и лекарств, что приводило к вспышкам заболеваний и эпидемиям брюшного тифа, оспы, коклюша, дифтерии, туберкулеза и пищевых отравлений. Сезонный грипп и астма на этом фоне были не такими уж и проблемами.
Интернированные японцы работают на луковом поле
А постоянный сельскохозяйственный труд должен был прежде всего не оставить у японцев времени на подготовку побега. Работа вне лагеря оплачивалась гораздо ниже того, что получали остальные американцы. Так, депортированные японцы в Арканзасе регулярно за гроши трудились на местных фермеров. Из-за низких зарплат, бытовых проблем и жестокости охраны уже к лету 1942 года волнения под лозунгами улучшения условий проживания охватили почти все лагеря, а сотрудничавшие с лагерной администрацией японцы избивались своими же соседями.
Самым массовым было восстание в концлагере Манзанар в штате Калифорния). Поводом для выступления послужило избиение охраной одного из заключенных. Японцы начали возмущаться, на что охрана ответила беглым огнём по собравшимся японцам. В результате двое были убиты, а десять человек ранены. После подавления протеста администрация распределила заключенных по разным тюрьмам и лагерям. А в апреле 1943 года восстали японцы в лагере Топаз в штате Юта. Там поводом для восстания стало убийство одного пожилого японца охранником лагеря якобы при попытке к бегству.
Чтобы пресечь дальнейшие восстания в конце 1942 года все зачинщиков и особо активных японцев перевели на особый режим в лагерь Талейк в Калифорнии. Хоть он и был рассчитан на 15 тысяч заключенных, в него смогли утрамбовать почти 20 000. Любопытно, что из около 5 500 японцев, отказавшихся от американского гражданства и потребовавших после войны репатриации в Японию, около 97% составляли заключенные концлагеря Талейк.
Интернирование японцев в США, 1942 год
На фоне массового недовольства заключённых, в феврале 1943 года внутри Управления военных перемещений всё же был создан Отдел анализа, который оценивал быт в лагерях и проводил опросы об удовлетворенности своим положением, желанием служить в армии США или обучаться в ВУЗах. И некоторые такой возможностью воспользовались: в армии японцы часто служили переводчиками, ну а в ВУЗы поступали только после тщательной проверки ФБР и даже жили в общежитиях по месту учёбы (но вне запретной зоны у побережья).
В итоге в середине 1944 года, 20 тысяч японцев были выпущены из лагерей. Но в том же 1944 году Верховный суд США всё равно подтвердил конституционность заключения японцев в лагеря, аргументировав это тем, что ограничение гражданских прав по национальному и расовому признаку допустимо, если этого «требует общественная необходимость».
Освобождение и извинения
Из лагерей японцев освободили только в 1945 году. Все лагеря, кроме Талейка, где содержались особой активные японцы и они же пожелали вернуться на историческую родину, будут закрыты с 15 октября по 15 декабря 1945 года. А Талейк был закрыт только 20 марта 1946 г. особым указом президента Трумэна, которым также ликвидировалось Управление военных перемещений. Но освобождённые японцы выяснили, что часть их имущества была разграблена. В 1948 году интернированным японцам была выплачена частичная компенсация за потерю собственности (от 20 до 40% от стоимости имущества).
24 февраля 1983 года Комиссия Конгресса США по перемещению и интернированию гражданских лиц в военное время в своём докладе назвала перемещение японцев, немцев и итальянцев «незаконным и вызванным расизмом, а не военной необходимостью». По «Акту о гражданских свободах» от 10 августа 1988 года, подписанного президентом Рейганом, каждый из отбывших заключение в лагерях для интернированных получал единовременную выплату в размере $20 000. В 1992 году пережившие депортацию американцы получили дополнительно такую же сумму.
Весь этот шовинизм и национализм в отношении мигрантов и в частности японцев, нагнетался сознательно ради сохранения власти. Именно поэтому власти никак не препятствовали всей этой пропаганде. И ни о какой свободе слова речи не идёт. Ведь когда дело касается политических противников, то никакая Конституция в их отношении не действует. Примерно тогда, одновременно со знаменитыми Рейдами Палмера закрывались про-социалистические газеты, «оскорбляющие правительство». Массовая анти-иммигрантская ксенофобия – это приемлемо для властей США, а вот пропаганда социальных изменений уже было преступлением.
Спасибо, что читаете!
Японцев в США бросили в концлагеря во время второй мировой, что произошло с индейцами (Левашов Н.В.)
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…